Юрий (sunny_yuri) wrote,
Юрий
sunny_yuri

Categories:

Храмы Вятки

Серафимовский Храм
http://www.votpusk.ru/gallery/large/61874.jpg


Церковь была построена в 1902-м году как единоверческая, в ней молились все православные христиане, в том числе старообрядцы.
5 ноября 1907 года храм освятили во имя святого Серафима Саровского. С конца 30-х годов Серафимовская церковь оставалась единственной действующей в городе, и пока была в одиночестве - носила статус кафедрального собора.

http://www.votpusk.ru/gallery/large/61872.jpg

Свято-Серафимовский собор – духовный центр Кировской (Вятской) епархии 1940–1980-х гг

Свято-Серафимовский собор был заложен в 1904 по проекту И.А. Чарушина, освящен в 1907 г. и отметит в 1912 г. свое 105-летие. Серафимовская церковь стала храмом единоверческой общины, была построена в плотной городской застройке, Рядом находились Александро-Невский собор и Донская Стефановская церковь, чуть поодаль располагались Успенский Трифонов монастырь, Троицкий кафедральный собор, Спасский собор. То есть изначально Серафимовский собор не входил в число главных храмов города.

Это вполне объяснимо исторически. Еще в 1760-1770 х гг. сформировались два духовных центра Вятской епархии. Первый располагался в Троицком кафедральном соборе. В нем были Великорецкий образ святителя Николая и св. архангела Михаила, приделы, освященные в их честь. Также в соборе была еще одна святыня - чтимая верующими гробница архиепископа Ионы. Второй духовный центр был в Успенском соборе Успенского Трифонова монастыря (с находящимися под спудом мощами преп. Трифона и блаж. Прокопия).

Но спустя 30 лет после освящения Серафимовской церкви ситуация как на Вятской земле, так и в целом по стране была диаметрально противоположной той, что была в начале ХХ в. 11 декабря 1937 г. были расстреляны архиепископ Киприан (Комаровский) и группа священнослужителей, после чего "Вятская кафедра фактически перестала существовать". Это же подтверждают и данные о числе храмов: "Если в декабре 1936 года при создании Кировской области на ее территории продолжали действовать 310 из 554 существовавших здесь церквей, то к октябрю 1941 года действующими оставались всего 6 храмов в Оричевском, Малмыжской и Кикнурском районах". Были уничтожены или закрыты все храмы областного центра, в Серафимовской церкви открыли антирелигиозный музей, причем, есть упоминание, что среди экспонатов были вериги и пелена преп. Трифона.

Но начало Великой Отечественной войны в корне изменили ситуацию в отношении религии. В г. Кирове было принято решение открыть Серафимовскую церковь. Архиепископом Кировским и Слободским был назначен Вениамин (Тихоницкий), который занимал Вятскую кафедру в 1942-1957 гг. Первая служба в открытом соборе состоялась 9 июля 1942 г., в праздник Тихвинской иконы Богородицы.

Это оказалось промыслительным - ведь список с Тихвинской иконы Богородицы на Вятку привез еп. Иона в 1675 г. из Тихвинского монастыря, где был настоятелем в 1668-1675 гг. Тихвинская икона, по словам историка А. С. Верещагина, была Ионою "глубоко почитаемой" , стала одной из главных святынь Вятской земли. Находилась Тихвинская икона в Вятском Свято-Троицком Кафедральном соборе , и, "по преданию, писана архиепископом Ионою". В 1839 году была освящена Тихвинская больничная церковь в Вятском Преображенском женском монастыре . В храме находился и образ, по свидетельству прот. Д. Рязанцева, "очень древней живописи". Перед ним в 1911 году получила исцеление женщина по имени Серафима. Благодарственный молебен служил о. Вениамин Тихоницкий, будущий вятский архиерей].

Изначально престол в Серафимовской церкви был один , следовательно, места для молящихся было немного. Есть упоминания, что в 1950-е гг. был создан нижний храм во имя преп. Трифона и блаж. Прокопия Вятских, а уже позже, в 1980-е гг. был освящен придел в честь св. Хрисанфа и Дарии . В "Очерках истории Вятской епархии" эти события описываются несколько иначе: "Одним из важных свершений епископа Хрисанфа стало в эти годы <1980-е - А. М.> создание в Серафимовском соборе "криптового", нижнего храма во имя преподобного Трифона Вятского… <что> несколько "разгрузило" верхний храм, позволило войти в церковь новым прихожанам" .

Архивные документы помогают дополнить картину и свидетельствуют, что попытки расширить площадь храма предпринимались еще в начале 1980-х гг. 29 ноября 1982 г. городские власти отказали епархии в реконструкции, после того, как официальная комиссия посетила собор и пришла к выводу, что "при раскрытии боковых палаток будут нарушены основные несущие конструкции. Это может привести к разрушению здания церкви" .

Следует обратить внимание, что параллельно этим событиям верующие просили вернуть им Успенский собор, но, как сообщается в докладной записке от 09 сентября 1982 г. руководства горисполкома в облисполком: "…передать в пользование православной церкви Успенский собор Трифонова монастыря не представляется возможным, т. к. по постановлению Совета министров РСФСР от 24.01.80 №54… а также решению облисполкома №6/179 от 07.04.80… весь комплекс Трифонова монастыря предлагается использовать под музей" . Также подчеркивалось, что "расширить Серафимовский собор не представляется возможным из-за нарушения архитектурного облика здания" .

Но епархия не оставляла попыток расширить площади единственного храма города. В новом прошении властям в феврале 1985 г. говорилось о планах "увеличить полезную площадь" наземной части с 300 до 400 кв. метров, подвальную с 85 до 100 кв. метров. Таким образом, общая площадь возрастала с 415 до 500 кв. метров. При этом отмечалось: "согласно заключению архитектора г. Кирова, пожарной, санитарной и других служб, увеличение полезной площади на 85 кв. метров вызвано тем, чтобы привести <условия> в соответствие санитарным и противопожарным нормам" . Сметная стоимость планируемого строительства 196 тыс. рублей.

О том, что эти работы были успешно проведены, свидетельствует следующая переписка. В ответе облисполкома 18 мая 1987 г. на запрос жителя г. Кирова говорится: "Исполком областного совета, изучив вопрос о регистрации второй общины русской православной церкви в г. Кирове, считает нецелесообразным решать его положительно". Аргументы были приведены следующие: "В течение последних лет, по просьбе верующих, местными органами власти разрешена реконструкция действующего Серафимовского сбора, в результате чего осенью 1986 г. был выделан заново нижний хам с вентялиционным устройством, несколько расширен и верхний.

Таким образом, в одном храме стало два, что позволило значительно увеличить площади для богослужений, улучшить условия молящихся".

Речь идет именно о новом храме "с вентеляционным устройством", благодаря чему в "одном храме стало два", следовательно, рассказ в "Очерках истории Вятской епархии", скорее всего, более объективен. Думается, дальнейшая публикация документов, а также запись интервью с очевидцами событий поможет написанию новейшей истории как Серафимовского собора, так и всей Вятской епархии.

О том, как почитали вятских святых в единственном действующем храме областного центра, свидетельствуют два факта с разницей в четверть века. В 1963 г. уполномоченному по делам религий был направлен "перечень служб, совершаемых в Серафимовском соборе" по понедельникам с 10 августа по 31 декабря. И там среди таких праздников как Покров Пресвятой Богородицы (14 октября) и праздника Казанской иконы Богородицы (4 ноября) есть и "21.10 пр. Трифона Вятского чудотворца" . А на собрания двадцатки Серафимовского собора 4 ноября 1988 г. одним из пунктов стояло решение "возбудить ходатайство… о выпуске иконок преп. Трифона и блаженного Прокопия…".

Итак, ко второй половине 1980-х гг. в Серафимовском соборе были созданы полноценные верхний и нижний храмы. Нижний храм был посвящен преподобному Трифону и блаженному Прокопию Вятским чудотворцам. В соборе находились списки с Тихвинской иконы Богородицы и Великорецкого образа святителя Николая. Можно с уверенностью говорить: был создан подлинный духовный центр Вятской епархии, где возносились молитвы вятским святым  и перед вятскими святынями. Поэтому символичным и неслучайным представляется факт, что уже вскоре было принято решение о возвращении Вятской епархии Трифонова монастыря (хотя еще в 1987 г. власти довольно решительно отказывали в этом). Под спудом Успенского собора[26] были похоронены те, кому был посвящен нижний храм Серафимовского собора - преп. Трифон и блаж. Прокопий. И несмотря на то, что кафедра вятского епископа была перенесена в Успенский собор, Серафимовский собор был и остается одним из важнейших храмов современной епархии.




    Покров Серафима Саровского и молитвы людей хранили церковь в трудные годы.
Отец Серафим Исупов служит здесь с 1956-го года. Он вспоминает,
что храм в годы лихолетий был единственным прибежищем для верующих.

ПРОТОИЕРЕЙ СЕРАФИМ ИСУПОВ, КЛИРИК СВЯТО-СЕРАФИМОВСКОГО СОБОРА:
«Народу было столько, что окна открывали и стояли вот тут вот толпы у окон. Больше храмов-то не было.
А молились как, по храму-то не пройдешь. Креститься невозможно. Так плотно стояли, что руку не вытащишь».

http://www.gtrk-vyatka.ru/vesti/

Знаете ли ВЫ батюшек, которые бы служили
с 1956 года?
И продоложали служить и по ныне.
Tags: православие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments